В скором времени в России водителей может ожидать очередной неприятный сюрприз – введение новой государственной пошлины. Речь идет о живительной тысяче, которую автовладелец обязан будет заплатить при желании получить разрешение на изменение конструкции транспортного средства (т/с). На данный момент эта услуга является бесплатной.
Представители ГИБДД освежили в памяти автовладельцев, что любые преобразования т/с, касающиеся его конструкции, подлежат сертификации в специализированных лабораториях. После процедуры они должны быть официально зафиксированы в госинспекции. Также власти напоминают, что существует перечень конструктивных трансформаций, которые в России вообще не удастся зарегистрировать.
Во избежание затратных «улучшений» т/с и приведения его затем в надлежащий, то есть установленный заводом-изготовителем вид, не стоит проявлять инициативу и на свой страх и риск переоборудовать. Гораздо лучше тщательно изучить всю процедуру регистрации тюнинга и, если душа просит экспериментов, действовать в соответствии с четким планом, в результате которого не придется лишиться прав или потерять регистрацию т/с.
Что понимается под «изменениями (трансформацией) авто», «тюнингом»? Под этими терминами скрываются любые отличия от технических характеристик, указанных в заводской документации на т/с.
Получение документов в связи с тюнингом конструкции авто может в ближайшее время существенно вырасти в цене. Поправки, касающиеся увеличения государственной пошлины уже одобрены и, вероятно, вскоре будут внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации. Вероятно, повышение цены тоже является своеобразным механизмом воздействия на автовладельцев с целью уменьшения количества обращений за желаемым тюнингом. О том, сработает ли такой метод властей, остается только догадываться, время покажет.
Так по предварительным сведениям получение Свидетельства о соответствии т/с требованиям безопасности обойдется в полторы тысячи вместо 800 рублей в предыдущей редакции.
В соответствии с вышеизложенными требованиями, владельцу автомобиля, желающему сделать такой популярный «апгрейд» как установка газобалонного оборудования, это может обойтись в сумму более двух с половиной тысяч. По сравнению с предыдущей суммой в 800 руб., эти затраты подросли более чем в три раза и выглядят уже для многих существенными.
Наряду со штрафами имеются в арсенале и иные меры воздействия за установку непредусмотренных заводом-изготовителем дополнений и спецсигналов на транспорт. Так фары с красными огнями на передней части авто лишат водителя прав на срок до шести месяцев. Специальные звуковые/световые сигналы (мигалки), нанесение любых схем оперативных служб способны отобрать управление т/с у владельца на срок до 18 месяцев.
За незаконное использование инвалидного знака, схемы легкового такси придется заплатить пять тысяч.
В автомире ходят слухи, что ко всему действующему и довольно нечеткому перечню вскоре добавится также запрет на езду зимой на летней резине, а шипованной, соответственно, летом. Да и противосолнечный козырек на месте водителя и отсутствующие подушки безопасности, предусмотренные конструкцией авто, «пленка» на фарах, видеорегистраторы и иные гаджеты, мешающие обзору водителя, шторки и сеточки в салоне станут камнем преткновения. Но точные сроки данных нововведений пока неизвестны.
Изменения транспортного средства, подлежащие согласованию в ГИБДД
Водители, чьи сердца постоянно требуют перемен, считают, что оттюнинговать имеющийся транспорт дешевле и проще, чем приобрести новый, отвечающий их запросам. Ну и в финансовом плане это зачастую оправдано, безусловно. Они обращаются в тюнинг-ателье в надежде получить эксклюзивный вариант машины, словно из знаменитых боевиков и фильмов про эпические гонки по густо населенному городу. В ателье железному коню придается новая «внешность», меняется интерьер, иногда характеристики двигателя, а вместе с ними скоростные возможности и иные технические узлы. И дальше должно прийти чувство огромного безмятежного счастья, предполагается, что наступит другая жизнь, события будут развиваться словно в знаменитых картинах с телевизионных экранов… Иногда это совершенно не соответствует действительности. Рассмотрим, почему.
Власти считают, что тюнинг т/с многократно повышает его аварийность на дорогах, многие, даже внешние, перемены негативно сказываются в дальнейшем на дорожном движении.
Любое т/с имеет техдокументацию, в которой указаны все его характеристики, дополнительные комплектующие, подлежащие использованию, и запасные части на замену. Кроме того, т/с подлежит сертификации, которая подтверждает его безопасность именно в модификации и конфигурации, выпущенной заводом-изготовителем.
На данный момент существует примерный список всех трансформаций, которые должны быть в обязательном порядке согласованы с госавтоинспекцией, иначе владельцу будет грозить штраф в размере 500 руб. согласно ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Все «улучшения», которые произвел владелец транспорта в случае их отсутствия в техдокументации, должны быть официально узаконены путем проведения процедуры сертификации, явиться на которую нужно лично и этот транспорт предъявить.
Если в дальнейшем, после получения владельцем штрафа, в течение 10 дней он не устранит нарушение и не сертифицирует все произведенные дополнения, либо не устранит выявленные нарушения посредством демонтажа, регистрация т/с может быть приостановлена, он может быть снят с регистрационного учета.
Проводят сертификацию специалисты в испытательных лабораториях, прошедших аккредитацию, установленную российским законодательством, и входящих в Единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. Такие лаборатории оборудованы в каждом регионе страны. Однако следует уделить особое внимание проверке, соответствует ли аккредитация лаборатории запросу автовладельца. К примеру, владелец легкового авто иногда ошибочно обращается в лабораторию, которая имеет аттестацию только на проверку автобусов. Узнать информацию об аккредитации лаборатории можно самостоятельно, зайдя на сайт Федеральной службы по аккредитации.
Заявление о готовящихся переменах в конструкции машины владелец сейчас вправе направить посредством электронной почты. Лаборатория выдает заключение о планируемых переменах и вносит его в реестр в электронном виде. Для дальнейшего развития событий заключение должно быть положительным. Далее заявление владельца вместе с положительным заключением специалистов лаборатории можно направлять в ГИБДД, в отдел технического надзора.
Органы ГИБДД должны дать положительный ответ, и только после его получения т/с можно подвергать «улучшениям». Владелец может сделать это самостоятельно при наличии соответствующих навыков и умений или воспользоваться услугами сервиса, мастерской, специализирующихся на данном виде работ.
После тюнинга автовладелец проходит технический осмотр и получает диагностическую карту. Затем снова направляется в лабораторию, где проверяют фактическое соответствие запланированных перемен произведенным. Составляется протокол безопасности.
Далее все собранные документы (протокол, СТС, ПТС, нотариально заверенные копии сертификатов соответствия запчастей, квитанция с оплаченной госпошлиной) владелец относит в ГИБДД.
После того, как «бумажное оформление» завершено, автовладелец обязан предъявить «улучшенное» транспортное средство в ГИБДД. Там сотрудники проводят осмотр и определяют – выдать свидетельство с зафиксированными результатами тюнинга или же отказать в его выдаче.
Данный порядок почти в неизменном виде действует уже с 2019 года, а новшествами 2022г. является получение заключения и протокола о проведенных испытаниях от лаборатории.
Перечень изменений, подлежащих обязательной регистрации в ГИБДД:
— уровень подвески (занижение, повышение);
— сиденья;
— центр рулевого управления;
— выхлопно-распределительный механизм;
— внешнее освещение;
— колесные арки;
— преобразование машины для инвалидов.
Не являют тюнингом и не подлежат сертификации сцепное устройство, рейлинги, вещевые боксы, если, конечно, они указаны в техдокументации. В ином случае автовладельца ждет все та же процедура согласования.
Считается, что это только начало перечня всех преобразований, которые теперь подпадают под государственную сертификацию.
Существуют и преобразования т/с, которые ни при каких обстоятельствах зарегистрировать официально не получится. В этот перечень входит:
— преобразования, которые могут повредить или вовсе уничтожить уникальный идентификационный номер (VIN);
— преобразования, которые могут привести к значительному увеличению массы машины;
— преобразования, касающиеся замены частей или всего кузова, если это не предусмотрено маркой.
Отдельной строкой следует упомянуть популярные в стране «кенгурятники», что при отсутствии этих прекрасных животных в средней полосе России может показаться, по меньшей мере, странным, но, как говорится, красиво жить не запретишь. Хотя Таможенный союз пробует. В его регламенте существует запрет на установку стальных деталей, которые выступают за кузов авто. Также он предусматривает регистрацию силовых бамперов, а зарегистрировать удастся лишь те, на которые имеется сертификат.
Транспортные средства, которые не соответствуют предписанным нормам производства шума двигателем, также не смогут получить сертификат соответствия безопасности.
Штрафы за дополнительный «апгрейд», установленный на авто
Ужесточение мер по регулированию, официальному фиксированию автотюнинга обусловлено все возрастающей его популярностью в России. Причем нет какой-либо градации машин, подвергающихся «улучшениям» — этим «страдает» сейчас как бюджетный, так и премиум-сегмент.
Буквально пару лет назад под запрет попадали тонированные машины. Сотрудники ГИБДД зорко следили за соответствием самостоятельно затемненных автовладельцами стекол нормативам, выписывали штрафы или ожидали, пока самые скрытные автомобилисты сорвут тонировочную пленку прямо у поста, если это представлялось возможным.
На данный момент производится попытка улучшить ситуацию с техническим состоянием транспорта и безопасностью на дорогах. Ввиду того, что его несогласованные «улучшения» создают дополнительную опасность на дорогах, наносят более серьезные травмы при столкновении с пешеходом (эти случаи часто приписывают машинам, оснащенным «кенгурятниками»), и проявляется данная законодательная активность.
Многие автовладельцы уже знают о том, что в 2022 году штраф за отсутствие техосмотра для категорий транспортных средств, которым предписано его пройти, составит две тысячи рублей.
Однако этим законодатели не ограничились и решили всерьез взяться за борьбу с «липовыми» диагностическими картами. Они установили с первого марта 2022 года ответственность операторов и экспертов-техников, производящих техосмотр без фактического предъявления транспорта и оценили ее в сумму гражданам от пяти до десяти тысяч рублей, юридическим лицам – от 200 до 300 тыс. рублей.
Стоит упомянуть и непосредственно штраф за незаконные «улучшения» машины, и рассмотреть данный вопрос подробнее, так сказать, поэтапно. Штраф закреплен в Кодексе об административных правонарушениях и составляет 500 рублей. Повторное правонарушение и игнорирование сроков грозит водителю уже суммой в пять тысяч рублей или лишением прав сроком от одного до трех месяцев.
Сотрудник ГИБДД также вправе выдать предписание, согласно которому конструкцию т/с следует привести в надлежащий вид, соответствующий первоначальной технической документации. Информация о выданном предписании автоматически попадает в общую базу ГИБДД, и с этого времени у автовладельца есть десятидневный срок на устранение.
При этом нужно пояснить, что на практике, если штраф за тюнинг выявлен инспектором ГИБДД, у владельца немного вариантов – привести машину в соответствие, либо ехать на процедуру официального узаконивания «улучшений», чтобы не потерять регистрацию транспорта.
Снятию с учета согласно п.6 ч.1 ст18 Закона «О государственной регистрации транспортных средств» подлежат т/с измененного внешнего вида, вида топлива и мощности. При этом никто не станет отбирать государственные номера на месте, транспорт просто будет снят с учета.
Список всех дополнений на авто, подлежащих официальному оформлению:
— сабвуферы;
— аэродинамические обвесы;
— усилители, звуковые системы;
— силовой бампер;
— нестандартные колеса;
— элементы подвесной конструкции;
— лейт-боксы на крыше, рекламные мониторы, рекламные панели;
— бугельная конструкция;
— установка (демонтаж) газового оборудования;
— ксеноновые или светодиодные лампы;
— дополнительный багажник на крыше;
— галогеновые лампы;
— порог, отсутствующий в техдокументации;
— фаркоп;
— дополнительные топливные баки;
— спойлеры на кузове.
Соблюдая все перечисленные выше требования, можно смело приступать к переделке своего автомобиля. Штрафы за дополнительный «апгрейд» тогда не коснуться водителей, желающих улучшить свой автомобиль.